что по детективам?

"правда о деле гарри квеберта" жоэль диккер;
"падающая звезда -- это звезда, которая могла быть прекрасной, но побоялась светить и сбежала куда подальше".

однажды вечером делать было нечего, и ко мне -- по чистой случайности -- попал детективный роман швейцарского писателя. хотя ранее уже была ознакомлена с его нашумевшим "диким зверем", как таковой, жанр от меня невероятно далек. чтобы заставить себя прочесть что-то детективное -- это надо измудриться и уговориться, однако жоэль диккер умеет в искусство буквенного соблазнения, потому-то его роман с первых строчек зачаровывает: от пиано до крещендо разгон в пару глав.

но обо всем в порядке очереди. "правда о деле гарри квеберта" негласная первая часть авторского цикла о писателе маркусе гольдмане. эта та книга, которая либо нравится, либо нет, чего-то среднего и третьего на нее не выпадает, а лично мой отзыв будет как раз о степени "нравится". безбожно попалась в сеть хитросплетения сюжета, извилистого и одновременно с тем простого авторского слога и живыми персонажами.
на страницах оживает набирающий силу, но страдающий от банального упадка вдохновения писатель -- маркус гольдман; старый добрый приятель, бывший его университетским преподавателем -- гарри квеберт; некогда невероятно крепкая, буквально-таки первая любовь приезжего в тихий городок "писателя" -- нола келлерган; юморной и открытый коп, пытающийся разобраться в подвернувшемся темно дельце, -- перри гэхаловуд; влюбленная без памяти, мечтающая о красивой жизни и книжных чувствах, -- дженни куинн, и ее мать, собирательный родительский образ 70х годов -- тамара куинн; а также те, кто должны быть названы: элайджа стерн, лютер калеб, рой барнански, роберт куинн, тревис доун, гэрет пратт.

в 70-х годах прошлого века между тридцатичетырехлетним приезжим писателем гарри квебертом и пятнадцатилетней официанткой нолой келлерган из маленького городка глубоко в америке вспыхивают чувства. яростные, сбивающие дыхание и мысли и ненормальные для общества, порочные для всего мира, но только не для них. однако у книжной вселенной на них большие планы -- об их любви узнает весь мир, когда спустя очень много лет на заднем дворе большого дома гарри найдут разложившийся труп нолы. его обвинят в убийстве и пригрозят электрическим стулом, но маркус, глубоко убежденный, что его друг и наставник не виновен, решается всеми правда и неправдами докопаться до сути, и во всеуслышание заявить: убийца нолы -- мистер N. ему предстоит распутать прочный клубок лжи окружающих, познакомиться с будущим лучшем другом перри, поднять старые архивы и даже прокатиться до алабамы -- все ради правды. болезненной, ранящей, перечеркивающей все, но все еще живительной правды для всего мира.

автор выдерживает напряженную атмосферу. тягучесть повествования компенсируется умелой поддержкой интереса, но здесь может быть и маленький минус -- порой, проживая все новые и новые моменты с разных сторон, некоторые моменты кажутся затянувшимися и ненужными.
автор создает разных персонажей, прописывает их историю -- некоторым бегло, но даже эта быстрота помогает прочувствовать, проникнуться. под конец с ними не хочется прощаться, хочется запросить прикормку!
автор пишет удивительно хорошо, вместе с тем легко и непринужденно. никаких заумных оборот, невероятных метафор и поиска слов через предложение. доступно и понятно.
автор выдерживает свою изюминку, ведь жоэль диккер узнается по старым и запутанным преступлениям в основе своих сюжетов. это, скажем так, его фишка.

в общем-то.
9/10.


"книга балтиморов" жоэль диккер;
"– отличные вы мальчишки, – сказал он. – родители небось вами гордятся.
– мои родители – мудаки, – любезно пояснил вуди.
– ага, – подтвердил гиллель. – я даже одалживаю ему своих."

вам чай с сахаром или с моими слезами? вторая часть цикла о подающим большие надежды писателе маркусе гольдмане, который берется за новый роман -- роман, ставший его личной раной; роман, носящий в себе более глубокий смысл, чем простая "книга", составляющая славу; роман о судьбах дорогих ему людей, о его семье, о его любви, о привязанностях и взрослении. в конце концов, это роман об ошибках. несмотря на мои личные малые надежды -- потому как часто вторая часть хуже первой, ведь хочется писать на волне ошеломительного успеха, -- книга настолько глубоко в меня проникла, что хочется писать письмо лично жоэлю и требовать дополнительные главы и альтернативную концовку, иначе собственная шиза доведет до пера!

"книга балтиморов" -- это проникновенная семейная сага о двух ветвях одного рода: балтиморов и монтклерах, разделенных родительской любовью и неравенством. возможно-таки, это общая проблема -- опять же, прошлых лет и передачи наследства, ведь на кону выбора сына "любимее", перспективнее и умнее стоит передача многомиллионного семейного состояния, которым надобно распоряжаться с умом и преумножать, -- да и по сей день, это в действительности можно считать дурным примером, на котором стоит поучиться, как не надо делать. всё, что случилось, случилось не само по себе. драма семьи -- это закономерный итог их поступков, выборов и решений, сплетающихся в снежный ком, летящий на огромной скорости с крутой горки.

не перестаю восхвалять автора -- никогда такого не было, и вот опять, -- который грамотно преподносит двойственность: сначала описывает красивую картинку богатой и успешной семьи балтиморов, а затем умеючи вскрывает подноготную семейных пороков, словно выбравшихся из колодца, куда их так настойчиво пытались запихнуть годами.

в начале маркус берется знакомить нас, читателей, с историей своего кузена -- гиллеля из балтиморов, -- который подвергается жесткой травле в школе, избиению и насмешкам, с его родителями -- знаменитым врачом и успешным адвокатом -- тетей анитой и дядей солом. и его названным братом -- вудро, беспризорником, драчунон, умеющим решать любые вопросы только кулаками, со сложными взаимоотношениями с собственным отцом. гиллель подвергается жесткой и жестокой травле в школе, на которую родители, как мне кажется, инфантильно закрывают глаза, пока в его жизни не появляется вуди, дворовый мальчишка, защитивший его от противных ребят. геллель тепло и быстро сближается с ним, буквально вводит его в свою семью, чуть ли не живет им -- по крайней мере, без него жить полноценно отказывается. здесь могла бы быть "крепкая мужская дружба", но как бы мне не хотелось ее рассмотреть -- ее здесь нет. казалось бы, что между ними может встать? а встала зависть.
в середине маркус подробнее раскрывает взаимоотношения дяди и тети, о которых был столь восторженного мнения, будучи ребенком. он описывает их понимающими, добрыми, ласковыми людьми, между которыми, казалось бы, что может встать? а встала пустота. как окажется позже, общих тем и интересов у них, кроме детей, не окажется, и очень быстро люди уйдут в себя, выберут себя, вместо того, чтобы выбирать друг друга.
продолжит маркус раскрывать и свои отношения с любимицей всех троих -- александрой. первая, такая крепкая влюбленность, которые не растворяется сквозь года, остается занозой в сердце, обрывающаяся так трагично и непонятно, что превращается в навязчивую фантазию о возвращении человека из прошлого в настоящее. казалось бы, что может встать между двумя людьми, утопающих в любви? а встали обида и неумение разговаривать.
в конце маркус заканчивает
закончит маркус горькой правдой: все ответят за свои деяния. философски продолжит: все могло бы быть иначе. и очень хотелось бы, чтобы так оно и было! разъяснит и важность прощения, важность осознанного выбора и бескорыстной любви, ведь будь наполнена семья светом, ее ничто бы не привело к тьме. навсегда кузены останутся в душе маркуса, как остались и в моей. я честно была разбита концом, и даже всплакнула, насколько поразил итог судеб. итак, чай-то с сахаром или с моими слезами?

как по мне, жоэль диккер создает живые образы героев, каждый из которых наполнен глубиной и индивидуальностью. диккер поднимает важные вопросы об идентичности и наследии, об умении жить настоящим и умении отпускать прошлое. и общую картину подпортила, лично для меня, любовная линия романа, которая оказывается сумбурной и мутной. незначительный минус, который отмечается многими, чьи отзывы прочла: география; действительно для человека, не представляющего америку, как свой город, сориентироваться кто-куда-зачем-почему сложно, приходилось перечитывать, а иной раз гуглить.
а я все равно настырно рекомендую!

10/10.


"дело аляски сандрес" жоэль диккер;
"великая слабость смерти в том, что ей подвластна только материя. против воспоминаний и чувств она бессильна. она, наоборот, оживляет их, укореняет в нас навсегда, словно говоря в свое оправдание: да, я многое отнимаю у вас, но посмотрите, сколько вам оставляю".

тут-то мы и сдулись, шарик. третья часть показалась мне необычайно слабой на фоне двух своих сестер. ну, честно, вот тут хочется обозвать автора в графоманстве и неумении отпускать героев, и уж насколько сама просила каждой мыслью, на протяжении предыдущих книг, настолько хотелось сказать: друг, надо взять перекур, а лучше -- завязать с этим. у меня большие надежды на то, что в конце -- это просто вставлено ради поджаривания наших причинных мест, чем для продолжения обмусоливания очередного "дела".
не впечатлен, хотя есть смешные моменты, но в целом так себе -- вот мои чувства о книге. но для начала о начале, и аккуратнее, тут много спойлеров.

на дворе 1999 год, в который совершается загадочное убийство с хорошо скрытыми уликами: убивают молодую приезжую девушку -- аляску сандрес. выходя на пробежку, ее тело обнаруживает бегунья, о чем сообщает в полицию, и с этого момента начинаются все наши проблемы -- не было бы их, не было бы нас здесь. полиция берется за дело с необычайным энтузиазмом и рвением, который после приводит к тотальному кошмару, еще больше запутывающим следствие и заглушающим его чуть ли не на десять (!) лет! двух молодых людей -- уолтера кэрри и эрика донована -- обвиняют в убийстве и, приводя в участок, жестко допрашивают. над уолтером издеваются полицейские, запугивая пушкой, желая получить честный ответ и закрыть дело как можно скорее, но, не рассчитав момент, положение небесных тел, выстреливает и убивает подростка, успевая перед этим на камеру выбить признание: "я, уолтер кэрри, и мой друг, эрик донован, убили аляску сандрес".
что приводит дело в тупик, пока за дело не берется наш несравненный и талантливый маркус гольдман при поддержи своего старого друга перри гэхаловуда. а толчок к этому дало всколыхнувшее признание одного из полицейских, кто проводил допрос, и после него встает негодующий вопрос: кто же на самом деле убил аляску?

в книге сталкиваемся с необычной развилкой, которая меня в какой-то степени порадовала -- свежая кровь в мире классических чувств. аляска влюблена в патрисию, с которой мечтает перебраться далеко за пределы их захудалых городков, построить настоящую любовь, семью, вот только совсем не ожидает получить нож в спину от возлюбленной. честно, для меня осталось загадкой -- и до сих пор не могу определиться, рада или нет такому, -- как они решили притянуть к убийству патрисию, однако в конце, слушая женщину, все казалось таким логичным и интересным... но факт остается фактом: столько мелодраматических событий на каких-то тысячу триста (электронных) страниц надо умудриться собрать, и иногда всерьез составлялось чувство, будто автор забывает кто кому чего, на ходу, на коленке, сочиняя новый поворот -- а там за поворотом еще один новый!
я все еще глубоко ценю жоэля за слог и умение концентрировать в себе и на себе мой интерес (что сделать действительно сложно, потому как разом я могу читать до трех книг), однако "дело алсяки" осталось для меня фруктом с послевкусием пепла -- ни о чем, хотя полным красивых цитат!

не рекомендую. но если на фон врубать... вполне.
4/10.