shadow of the colossus (2005-2006); 
в прямом эфире моего восхищения и безграничной любви -- горяченький отзыв на компьютерную игру shadow of the colossus, захватившую мой мозг на ближайшие сутки. не побоюсь этого слова -- настоящий шедевр, и уж насколько не фанат всего однопользовательского, но вот фумито уэда умеет заставлять делать исключения.
для начала о самой задумке игры: повествование идет от лица молодого юноши -- вандера, восседающего на верном коне -- агро, он направляется в неизведанный храм где-то на отшибе игрового мира; храм древний и загадочный, в нем царит звенящая тишина, там ощущается дыхание чего-то могущественного и... спящего. в каменные ворота, коих веками не касалась рука человека, он вносит сверток, держа его так крепко, словно то высшая в мире драгоценность. впрочем, так оно и оказывается, ведь в его ладонях любовь всей жизни -- моно, принесенная в жертву, умерщвленная против воли, несправедливо и безжалостно. и он готов сделать все, чтобы милая сердцу была рядом, вновь обретя дыхание.
таинственный голос -- в будущем именуемый дормин, -- гремит у самого свода храма: у всех смертных свой цикл, душа уходит, когда приходит ее время, однако же замечает у героя магический древний меч, обладающий необычной силой. узрев этот меч, глас храма предлагает сделку: убить в этих землях шестнадцать колоссов, дабы разрушить шестнадцать монументов в храме, которые каким-то образом являются помехой для этого существа. вандер соглашается, но дормин напоследок предупреждает о "высокой цене", что придется заплатить юному герою. таинственный меч в руках юного вандера является ключом к убийству колоссов.
так начинается наше приключение по яркому, сочному и невероятно захватывающему миру. я находилась в визгливом восторге от незамысловатой динамики и простоты интерфейса, все четко и по делу, а уж лирические саундтреки сделали атмосферу то накаляющейся донельзя, то задевающей струны души, заставляя задумываться: колоссы -- это на самом деле зло? зачем убивать этих статных, красивых созданий, спящих до момента, пока на их землю не ступает нога человека? ведь эти колоссы смотрят на игрока влажными, пронзительными глазами, похожими на глаза доброго дворового пса, не понимающего за что его шугают от подъездной звери.
мне искренне хотелось плакать на убийстве каждого! что-то внутри меня щемило от несправедливости, да и на них хотелось смотреть, хотелось рассматривать до мельчайших деталей, настолько каждый колосс красив и статен.
в одном отзыве я прочитала очень красивое определение: "какой бы адреналин нас не окутывал во время боя, какое бы чувство эйфории нас не охватывало, когда мы наконец в последние разы вонзаем клинок в уязвимое место гиганта, мы неизбежно пронаблюдаем, как под грустные аккомпанементы лирического саундтрека падает бездыханно тело очередного убитого колосса. всего нескольким секундам после боя удается стереть в порошок те возникшие радостные чувства и заставить вас на мгновение посочувствовать падшему, оставляя после славной победы лишь пустоту внутри. и чем ближе к финалу, тем больше эту пустоту ощущаешь при виде мертвых тел сказочных существ и скапливающихся постепенно возле героя их душ, символизируя набираемое бремя вандера.". и то правда, что правда, после каждого убийства герой возвращается чудной магией обратно в стены храма, где над ним, лежащем на полу после перемещения, склоняется понурая черная сущность, будто безмолвно вопрошая: действительно ли ты этого так хотел, юноша?
убивая колосса за колосом, мир теряет краски, становясь потухшим, безжизненным, и внутри копится тревога (вспомнились строчки три дня дождя и пиро, которые подходят в целом под взаимодействия в игре: "я еле живой, ты все так же красива // тревога режет живот, дефицит позитива").
и вот пробил час падения финального колосса. мы видим, как в храм врываются люди в масках, озадаченные происходящим, происходят странные действия в гнетущей тишине под краткие вздохи удивления. и, наконец, выполнив сделку с дормином, вандер сваливается на пол. самое проникновенное, как по мне, это осознание, что он потерял не только самого себя, а еще и своего четвероного друга, преданного агро. главный -- назову его шаманом, -- из людей в масках, приказывает убить вандера, но тут тени сплетаются в единое нечто, и уже нет нашего бесстрашного героя, есть огромное нечто, который именует себя дормином. очень интересный факт, что если перевернуть имя дормина, то будет имя библейского персонажа -- царя нимрода, приказавшего построить вавилонскую башню, которую позже бог разрушил.
дормин раз выбраться из заточения, да вот только шаман тоже оказывается не так прост, и путем борьбы людям в масках удается покинуть храм, разрушив за собой мост. как связующее между миром живым и миром потусторонним, мост не дает существу выбраться за пределы, и вновь дормин побежден, забыт, сломлен, и вновь не без помощи вандера... вот только это не конец, а новое начало, ведь моно открывает глаза, находя в руинах кряхтящего ребенка. с рожками.
всю игру играть за злодея, узнав об этом в самом конце. вау! казалось бы, избитый троп, ну что такого? но игра настолько погружает в себя и захватывает своей меланхоличностью, что невозможно не подивится -- для меня это было трогательно, нежно и по-особенному дорого. хочется руки целовать тому, кто придумал такое чудо. сколько нюансов и деталей они добавили, и даже я, будучи не каким-то опытным игроманов, замечаю уникальность и разнообразность сражений: для победы над каждым колоссом требуется своя тактика и взаимодействие с окружающим миром. эстетические и тематические элементы игры просто нечто; я действительно их так высоко оцениваю, но, быть может, под эффектом от пройденного, однако что-то в них точно есть святого!
и хотя выше в отзыве упоминала, снова для себя отдельно оцениваю минималистичный подход, который распространяется на аудиовизуальный дизайн: саундтреки используется лишь изредка, чтобы подчеркнуть ключевые моменты и сосредоточить внимание на тихом путешествии. это позволяет погрузиться в себя, подумать. прикинуть. бродилки по песчаным пустыням или живописным водоемам наталкивают на всякого рода размышления о мире.

Показать предыдущие сообщения (4)