"богатый тужит, что хуй не служит, а бедный плачет, что хуй не спрячет"
русская пословица, впервые встречается в сборнике «русские заветные пословицы и поговорки» в. и. даля.
раз уж субботнее утро выдалось в обед, а еще настроение такое, что хочется поучиться, то врубаю лекции прекрасной фольклористки, по совместительству профессора, филолога, литературоведа, -- агранович софьи залмановны. понять, что это за умнейшая женщина и одним глазком взглянуть на ее жизнь можно в этой статье. ее книги публикуются по сей день и имеют огромную важность и ценность в научных кругах, ее труды в открытом доступе можно найти на запрещенной площадке под названием "о смыслах сказки и мифов в народной традиции". прекрасный курс, когда-то я уже начинал его слушать, но забросил в силу работы, и вот возвращаюсь, чтобы довести дело до ума. как сказано в описании видео: "...сначала может не впечатлить — ну сидит старая тётка, рассказывает чего-то непонятное, но если послушать хотя б минут десять — втягиваешься, потому что она рассказывает интереснейшие вещи о фольклоре, о литературе, об основах человеческого архетипического сознания", и это полная правда, потому что не слушать невозможно, насколько тонкий юмор, жизненный опыт и умение подать материал переплетаются между собой и дают особенное волшебство.
для себя же мне хочется очень многое законспектировать, потому что знания на вес золота она дает, собственно, что и сделаю в этой записи. даешь знания о русских произведениях в массы! не то чтобы китайский так просто позволял мне это спустить на тормозах, но, в конце концов, на него я отведу времечко в работе.
поверьте, сказки совсем не такие, какие нам кажутся. в каждой сказке не доля истины, а она и есть истина. наша проблема, что действительно сказки мы не знаем, такими, какими они есть. мы читали сказки, мы читали в адаптированным детском издании, где выброшено все, что редакторы считали неприличным, непонятным. то есть, это половой признак и мозг, но в реальности такое невозможно даже представить, однако большое количество, если не всё, фольклорных текстов строиться по такому принципу.
удивительно, что я вот никогда не вдавался: курочка ряба -- это полноценная сказка? а сколько лет царевне-лягушке? и почему в сказках преобладает триада?
на самом деле, удивительным открытием стала мысль: герое -- это не герои, а функции чего-либо для чего-либо.
"обычно в движении, обычно по прямой, которая потом оказывается кругом. например, есть функция такая: положительный герой. это может быть девочка, мальчик, кто угодно. они путешествуют. есть лже-герои, это обычно братья, но такие сволочи, которые так и норовят или подсунуть неприятность молодому человеку, или воспользоваться результатами его побед. они иногда даже убивают его, отнимая добычу и невесту. или это девушки совершенно поганого характера, которые мешают положительной героине. но они всегда погибают. в древнейших вариантах -- всегда погибают. потому что делают все не так, они непосвященные. в самых древних вариантах они никогда не бывают ни злыми, ни ленивыми, потому что они такие же функционеры."
интересно, что только герои былин имеют свойство препираться и делать вопреки, а герои сказок -- нет. все, что им сказано, должно быть сделано. велено принести жар-птицу? принесется жар-птица. найти яблоки? водицу? спасти царевну? будет-будет. у сказочного героя есть помощник -- конек-горбунок, волк, скатерь-самобранка, ковер-самолет и прочее, которые являются таким же функционалом для достижения цели. сказочные герои на самом деле не личности, они не индивидуальности, в отличие от былинных персонажей.
"у пушкина есть замечательная повесть "станционный смотритель", где работают две вещи: притча и сказка. это сказка о кощее. а как зовут героя, станционного смотрителя самого? вырин его фамилия. а что такое вырин по-русски? если перевести на греческий язык -- это будет аид. делаем выводы: это кощей по-нашему. кощей -- в сказке, а в мифе славянском -- он назывался вырин, потому что он был хозяином вырея, или ирея, -- славянского царства мертвых".
в свое время "стационарный смотритель" довел меня до слез! ох уж этот пушкин, конечно. сюжет таков: есть старик со своей дочкой дуней, они живут, горя не знают, звезд с неба не хватают. но приезжий офицер влюбляется в дочку смотрителя и увозит ее в петербург силой. дочка не прощается с отцом, а отец не оставляет надежды поговорить с дочкой что в первый раз, что во второй, но богатый гусар-офицер выставляет его на порог и наговаривает гадостей. от горя отец спивается, а повесть заканчивается тем, что немногим позже на могиле богатая барышня с треми детишками горько плачет и обнимает кладбищенскую землю.
интересно, что это произведение пушкин создал в селе болдино, в которое мы никак не сгоняем с крестной, но вот осенью! точно поедем!
говоря про ирей, то можно вспомнить владимира мономаха и его поучения (наверное, со школы каждому в голове вложили мысль про шапку и поучения детям): "князья, уподобьтесь птицам, когда весной они прилетают из ирея, она каждая садится на свое гнездо, а вы деретесь". птицы с фольклорной точки зрения что? души мертвых! у всех славянских народов есть поверья, связанные с возвращением птиц из ирея весной. например, считается, что первая птица (кулик, кукушка, жаворонок) приносит ключи, которыми отпирает весну. вместе с птицами возвращаются на землю и души предков, которым в честь этого устраивают поминальные застолья.
в весенние месяцы есть особые поминальные дни, которые известны как родительские субботы. по православному календарю их три:
- покровская родительская суббота;
- димитриевская родительская суббота;
- михайловская (в ряде регионов принято поминать усопших перед михайловым днем).
интересно интерпретируется древнегреческий миф об аиде и славянская сказка о кощее, который тоже похищает себе прекрасную девицу, но на удивление -- не женится на ней. он холет и лелеет ее, осыпает златом (которое напрямую связано с миром мертвых -- монетки на глаза покойнику вам о чем-нибудь говорят? как в меме). иная интерпретация сказки, что вот такая чудесная прекрасная-распрекрасная девица на самом деле дочь кощея, и отсюда растут ноги отсылке на стационарного смотрителя.
один в поле воин;
безумно давно наткнулся в тамблере на этот, скажем так, хэдканон, приближенный к оригиналу, и я просто залип. не время для гомера или мифов, если углубляюсь в славянскую старину, но до чего же это хорошо.
один в поле воин;
Течет вода в реке прохладной // И тени гор ложатся в поле, // И в небе птицы отлетают, // И погружаюсь в сновиденье. // А дворник с черными усами // Стоит себе под воротами // И чешет грязными руками // Под грязной шапкой свой затылок. //А в окнах слышен шум веселыйИ топот ног, и звон бутылок. // Проходят дни, потом недели, // Потом года проходят скоро, // И люди стройными рядамиВ своих могилах исчезают. // А дворник с черными усами // Стоит всегда под воротами // И чешет грязными руками // Под грязной шапкой свой затылок. // И в окнах слышен шум веселый, // И топот ног, и звон бутылок. // Луна и солнце побледнели, // Созвездья форму изменили, // Движенье сделалось тягучимИ время стало как песок. // А дворник с черными усами // Стоит себе под воротамиИ чешет грязными руками // Под грязной шапкой свой затылок.// А в окнах слышен шум веселый, // И топот ног, и звон бутылок.
даниил хармс
знаете, кто такой дворник? бог. который не метет свой мир. мир мести надо, потому что там, где обитают люди, называется «место»., а место – это знаете, что? это то, что метут метлой. так как метла – священное орудие для создания мира, поэтому на ней летать можно.
метлу в древности считали наделенной волшебной силой и поэтому использовали в ритуалах плодородия. люди выходили в поле, садились на помело (иногда рогатину, лопату или ухват) и скакали, периодически высоко подпрыгивая. такие своеобразные пляски должны были способствовать созреванию обильного урожая.
а еще метлой заметали следы, потому оно и является атрибутом ведьм. здесь должна быть шутка, что мужчины смогли сексуализировать даже метлу, но вот не шутка: у ацтеков богиня-мать тласольтеотль, покровительница плодородия и сексуальных утех. ацтеки изображали ее в виде желтокожей женщины с метлой.
метла считалась исключительно "женским" атрибутом, уже позже приписанным к колдовской тематике.
один в поле воин;
МОЕ ЛЮБИМОЕ:
в шотландии крестьянки подпирали метлой входную дверь, когда уходили из дома. это был сигнал соседям: сейчас никого нет, загляните позже! и если подозреваемая в общении с темными силами женщина в жилище отсутствовала, а дверь метлой не была подперта, гость/селянин на полном серьезе мог решить, что хозяйка улетела на ней через трубу на шабаш.
вот уж где царит дремучесть.
А КРАСИВОЕ ПОВЕРЬЕ ВОТ:
чтобы защитить домашний очаг от ведьм, кельты рассыпали у порога дома песок или скошенную траву. по народным поверьям, пособница дьявола начинала пересчитывать эту мелочь и до рассвета не могла попасть в жилище.
безусловно, это вообще никак не относится к славянской баба-яге, но тема ведьм -- тоже моя любимая тема.
один в поле воин;
интересное: древние вообще не связывали секс с рождением человека. секс -- форма общения, более примитивная, чем разговор. не совсем по теме, но о том, что тема, когда слой населения, далекий от высокородных, всегда будет относиться к сексу проще.
когда-то давно я слушал подкаст о российской империи, в котором поднимались уездные документы, архивы, так вот в одной записке проезжий, -- назову его исследователь, -- собирал житейские истории простого крестьянского населения, чтобы описать быт, мысли, взгляды, со слов крестьянки было записано следующее: "мне так яблок наливных хотелось да барских, а офицер как раз мне вызвался угостить меня ими. ну, угостил! угощению ему уж третий год пошел, вот так сынка мне трех яблочек и стоил".
но от чего же рожали в древности? если они не связывали секс с рождениям. а родиться ребенок мог от всего: от выпитой воды, съеденного яблока, съеденной частицы трупа, рыбы. все это проходит через ритуал и через представления, а не прямой смысл.
рождение от рыбы вообще очень распространенный сюжет. вплоть до авторских текстов, например, андерсен: оловянный солдатик только пройдя через утробу рыбы становится взрослым. иона (ветхозаветный пророк северного царства, преемник пророка елисея) после выхода из рыбы становится пророком.
или от дерева. есть миф, что на могиле выросло дерево, а это дерево -- взяли да срубили, наделали поленья на зиму. взяла женщина полено, о которое порезала палец, не придала значения -- положила в печь, чтобы высушить. а когда услышала плачь, то открыла печь, а там младенец.
или ветром надуло. или в капусте нашли.
или же, распространенное, дети могли родиться от смеха. дети, рожденный этими способами, очень странные люди. они растут не по дням, а по часам. чаще в деревнях оно было, и автор приводит пример из собственной жизни: собираются молодые девочки, рассказывают разные истории, смеются сильно, но рано или поздно всегда самая строгая девочка обязательно скажет: "хватит смеяться, кабы чего не вышло". это страх нежелательной беременности.
или у эскимосов, когда женщина рожает, муж первым делом бежит за шутом или шутихой, которая должна была смешить женщину во время схваток. например, под шубой у нее были смеховые штаны, сзади на них была прореха, а из нее торчала рыба. женщина смеялась, чтобы ребенок родился живой и самой не умереть. смех – носитель жизни.
один в поле воин;
очень верное наблюдение древних: кто смеется, тот живет.
и еще более верное: кто смеется, тот человек, а кто не смеется, тот не человек.
смеяться могли только люди. (тут сразу надо вспомнить царевну несмеяну, да?)
чудом родившиеся дети имеют также золотые части тела (ноги по колено в золоте. руки по локоть золотые), или очень часто золотые волосы (златовласка). и вырастают за несколько суток во взрослых. это потому, что они мертвецы. воскресшие мертвецы напрямую связаны с золотом (тот же самый кощей, аид). в мифах это понятнее и ярче прослеживается, а в сказках уже незаметнее.
а вообще, образ рыбы связан с образом воскрешения. да и вообще существует группа животных, которые связаны с идеей о возрождении, например, рыба, т.к. у рыбы много икры, а это плодовитость, а это жизнь. сюда же относится свинья. это священное животное деметры, богини плодородия. потому что свинья мечет много поросят.
или гусь. это вообще священное животное приапа (это древнегреческий бог, который обычно мало где упоминается, мало как. приап был, вероятно, вообще был скопирован с египетского бога мина. мин является покровителем мужской сексуальности, и обычно изображался с эрогированным неприкрытым половым членом, который он, как правило, держал в левой руке). древние греки ставили его статуи на огороде, он стоял с поднятым подолом, в котором были плоды, а под подолом два половых органа. но зато приап со статуи все время улыбался и отгонял зло. а пугало огородное? его всегда одевают как человека, ему стараются надеть пиджак, шляпу, и оно не надо птицам, но надо людям -- для смеха.
и это древнейшее -- если рассматривать славян, они были чертовски далеки от древних греков! что самое интересное, в литературе подобных отсылок -- пруд пруди. взять того же самого гоголя "повесть о том, как поссорился иван иванович с иваном никифоровичем". один -- похож на свинью, другой -- на гуся. а поссорились из-за слова "гусак", когда один из них так обозвал другого.
но у иван иваныча была приятная улыбка на воронкообразном лице, то есть, на гусином лице. а в ответ другой пошутил про схожесть с бурой свиньей.
отсюда, из подобных образов, растут ноги пословицы: гусь свинье не товарищ.
один в поле воин;
еще интересный момент захватывает софья залмановна: яйца в сказках, да и в истории в целом. про сказки первое, с чего вообще все начинается, -- курочка ряба. затем пуруша, связанный с яйцом, у индейцев. затем паньгу -- у китайцев, где вылупляется он из яйца. где смерть кощея тоже в яйце.
красивая легенда есть на этот счет, что воскресении христа первыми узнали вовсе не его ближайшие ученики, а те самые женщины, которые видели его смерть на кресте. на следующий день после субботы мария магдалина, мария, мать иакова и саломия, пошли к гробнице, в которую положили христа, с миром (благовонным маслом), чтобы помазать его тело, ведь таков был иудейский погребальный обычай (поэтому их так и называют -- жены мироносицы).
но, подойдя к гробнице, они увидели, что камень, закрывавший вход в нее, отвален и лежит рядом, а войдя внутрь пещеры, женщины не нашли там тела христа. "когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. и когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? его нет здесь: он воскрес; вспомните, как он говорил вам, когда был еще в галилее, сказывая, что сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. и вспомнили они слова его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (лк 24:4–9)."
одна из жен, мария магдалина, поспешила к императору тиберию, чтобы возвестить о чудесном воскрешении иисуса христа.
по древнему обычаю, императору подносили дары, и мария магдалина принесла тиберию в дар куриное яйцо со словами: "христос воскресе!". однако тиберий не поверил ее словам, возразив: скорее это яйцо станет красным, чем мертвые оживут!
красный цвет символизирует кровь, пролитую на кресте иисусом.
у славян на этот счет тоже была интересная традиция. можно догадаться, что красить яйца луковой шелухой -- это обряд из древности, и если не вдаваться в церковные обряды и житейские ритуалы, а рассмотреть только яйцо, как яйцо, а не языческий атрибут, то можно провести параллель. издревле славяне окрашивали на праздник, который не имеет ничего общего с христианской пасхой, яйца. наши прабабушки, бабушки и мамы брали для этого луковую шелуху -- я вырос в деревне, и знаю, что ее могли копить аж целый год, потому что чем шелухи больше, тем цвет насыщеннее. собственно, яйца получались бурого, темно-бурого цвета. а вот славянские яйца, если можно их так назвать, были окрашены кровью.
зачастую это были животные, но и человеческая кровь, как кровь жертвоприношения, тоже имела место быть. такие яйца не являлись пищей! они были частью своеобразной атрибутики, и такое яйцо несло в себе исключительное знаковый смысл.
мотив поднесения красного яйца описывается в евангелие, яйцо = жизнь, кровь = жизнь. до семнадцатого века красные яйца клали в гробы мертвецам, а вот сейчас их кладут на могилки. зачем мертвым яйца? по сути-то. но.
в этом аналогичный сакральный смысл: чтобы ожили. яйцо -- носитель жизни, знак жизни, и должно оживить.
но почему, например, бабка с дедкой из "курочки рябы" испугались золотого яйца? да потому что троп "золото -- загробный атрибут" сквозит всякий раз. многие приравнивают золото к эквиваленту богатства, но оно не так. задолго до того, как золото стало символом богатства, золото уже было знаком смерти.
логика была в этом первобытная, суть такова: герои сказок добывают предметы (из тридевятого царства = царства смерти) -- конь златогривый, золотое перо, свинка и прочее -- золотое. и что предлагает кощей василисе, а аид персефоне? золото (кстати, в этом можно сделать небольшую параллель еще с "унесенные призраками", где точно так же предлагает безликий золото).
опять же, отвлекаясь, почему золото -- это атрибут смерти? оглядываясь на историю, то можно уловить такой принцин: все самое дорогое всегда укладывалось к могилу. и если с трупом по весне/осени ничего не случалось, то вот золото могло вымываться, подниматься на поверхность, "всплывать". а еще географически золото находили в устьях ручьев, и понятное дело, откуда они брались, -- из-под земли.
и получается, что само яйцо -- это буквально антижизнь, черная метка. ну и с бабкой и дедкой все становится понятно, почему же они не дети и не молодые красавцы? да потому что их возраст ближе всего к смерти. старички. а получая золотое яйцо, что являет собой предвестником смерти, те стали его бить-бить, колотить-колотить, одним словом -- уничтожать. зато сразу становится понятное почему они так накинулись зло на бедное и несчастное золотое яичко.
один в поле воин;
почему кукушка знает, кому сколько лет осталось жить? каждый в детстве задавался этим вопросом, когда слушал ку-ку-ку, если вырос в деревне, бывал в лагере или просто с друзьями на природе. да в целом, если рассуждать, очень многое мы знаем, не зная смысла, но если его знать,, то так забавно становится, так понятно, что ли, словно приобщился к какой-то древней цивилизации и вдохнул ее запах.
когда маленький ребенок идет в садик, то буквально первое, что он учится рисовать: делить листок на землю и небо. а второе: рисовать дерево. почему-то дерево вообще является элементом повсеместным, и даже я, когда мне скучно, рисую деревца. но если говорить с иной точки зрения, то этому всему идут ноги из культуры (а если бы я пересмотрел рен-тв, то сказал бы, что в нас заложен код). даже не зная мифов, частенько можно услышать фразу: "такой могущий дуб, до неба достает". так и картина мира древним представлялась примерно так:
вот было дерево. у каждого народа дерево свое, но имеет под собой материальную основу: у русских-- береза, реже дуб; у немцев -- это дуб; у скандинавов -- ясень; у древних евреев -- смоковница; у алтайцев -- тополь.
"растет среди мира могучий тополь, корнями уходящий в царство мертвых, оставляющий ствол свой в мире живых, а ветви вознося в небо. на тополе том, сидит большая золотая кукушка и кукует, сколько кому прожить".
из этого следует: кукушка связана со всеми мирами. интересное наблюдение, как кочует сюжет из сознания в сознание и переплетается в нечто схожее, общее, и никто не знает где привязана запутанная ниточка.
один в поле воин;
почему порог надо мыть более тщательнее, чем всякие другие места пола? откуда пошло? и в чем сохранилось?
древние видели порог высоким, добротным и самым чистым, а также сакральным, мистическим и необычным. порогу и в пороге поклоняются, на нем режут живность, через него ничего не передают и через порог жених обян пронести невеста, а также под ним хоронят покойника. но порядок темы таков:
для понимания откуда оно пошло, стоит рассмотреть, в первую очередь, что такое дом для славянского человека. дом был крепостью, храмом, оберегом, защитой, уютным местом и связью с родом. к роду обращаются больше всего, ведь дома раньше строились такие, чтобы уместилась не одна семья, а несколько: дочь в чужой дом, сын и невестка в свой, дети-внуки сюда же. логика логичная. и потому вывод таков: порог является явной я и символической границей между домом: родовым пространством (своим, безопасным) и внешним миром (чужим, опасным). связь с родом -- это не шутки, как говорится, потому что буквально в первобытном обществе человека закапывали под порогом для защиты от сглаза, порчи и темных умыслов, для защиты домочадцев. естественно, не просто это был мертвец какой, с улицы завезенный, это всегда был человек уважаемый и родственник.
обряд переноса невесты через родовой порог нес значения "не навреди чужому, кто в род наш входит", чтобы покойник под порогом принюхался. звучит, конечно, как страшилка, но славяне в таком страха не чувствовали -- только уважение, защиту и чувство комфорта.
живые у порожка старались не задерживаться - чтобы понапрасну не беспокоить почивших родных. по этой же причине с чужими и посторонними общались на улице, а званных гостей сразу же просили пройти в дом. через порог не здоровались и не подавали руку, не передавали никаких предметов, через него не выметали мусор, дабы не вымести кого-то из семьи.
эта традиция стала уходить в прошлое после принятия на руси христианства. усопших начали хоронить по церковному обычаю на кладбищах, однако, порог сохранил свою сакральную роль проводника между мирами.
как говорится: от одного ушли, к другому пришли.
при обряде перехода в новый дом хозяевами совершается ряд действий: в первую очередь пускают через порог дома живое существо (кошка, петух). если они направят я к печке или в сторону красного угла – жизнь на новом месте будет ладной, если к выходу -- надо еще потрудиться. сохранялись остатки былого: на порог все еще роптали в том, что он защитник от дурного -- если человек пришел с плохими мыслями, он споткнется и оставит их за порогом.
порог дома, где живет девушка на выданье, парню просто так переступать запрещалось: зашедший в дом оценивался главой семьи, как потенциальный жених. когда же парень уводил девушку к себе в дом (это называлось "выйти замуж самоходкой") она меняла свой девичий статус на статус мужней жены, как только пересекала порог дома парня.
до сватовства (на вечерках) порог оказывался местом расположения деревенских парней -- они садились у него, дальше не проходили, оттуда наблюдали за девицами и вели свои разговоры.
вот и автор, софья залмановна, рассказывает: "одна старушка деревенская, увидев, как я мою пол, и сказала: что ж ты порог так помыла? ай, грязь одна!", и добавила: "кто так порог грязно моет, тот и жениха себе найдет кривого да одноглазого"." на первый взгляд логика кажется простой на тот момент: неопрятную, ленивую девочку, выросшую в молодую женщину, нормальный жених замуж не возьмет. ан, не-е-е-ет. с мифологической точки зрения -- кривой и одноглазый -- это синоним смерти буквально. то есть, одноглазый -- это антисимметричный, а антисимметричность у древних ассоциировалась со смертью.
в деревнях, например, кого-то зарубить -- тащиться на порог, разделать мясо -- на порог, и самое неприятное место в доме будто бы порог. зарубки остаются, жир, кровь впитывается.
но дверь в деревнях всегда была настежь. вспоминаю даже ту деревеньку, в которой провел детство сам, с дедушкой, по ночам дверь была нараспашку -- заходи всякий. в летнее время, разумеется, а в зимнее время закрывалась, но на щеколду -- редко, только если уж совсем соседи в загул уходили. а вот окна всегда запирались крепко и редко когда открывались, порой окна даже забивались. особенно частый феномен у старушек да в пустых домах.
кому нужны пустые дома в деревне на триста человек, где каждый друг друга знает? да никому. но! это в себе тоже носит интересные смысл.
софья залмановна рассказывает: "мне всегда говорили: "в окна не лазай, пример не подавай", и я долго думала: кому же я должна была его преподать, пример этот? конечно же, далеко не ворам, а нечистой силе. что, воры без меня не знают, как в окна залезать? вот, между прочим, когда колядуют, то положено подавать не в дверь, а в окно, в мороз открывать окна положено. летом -- закрыто, чуть ли не гвоздями! и только у молодежи сейчас окна открыты, а чем старее, тем окна-то, ух, забиты!".
дверь появилась намного раньше, чем окно, и дверь преграждал зарытый под ней покойник, ох охранял и не пускал злые силы. силы ночи, силы смерти. есть примета: "беременная женщина не должна садиться на порог ногами наружу", смерть заберет ребенка. покойника давно уже никто не закапывает, а ведь приметы да поверья так и остались сильными и крепкими.
один в поле воин;
"не вздыхай глубоко, не отдадим далеко, — хоть за курицу, да на свою улицу, хоть за помело, да в свое село"
почему в сказках никогда на соседках не женились? я вот тоже задавался этим вопросом: на царевне, еще и привезенной откуда-то. нет ни одной сказки, где молодец на соседке бы женился. но у древних это было ужасно, неприемлемо и порицательно. это было преступление.
пословица мне нравится, но со временем ее интерпретировали в другом ключе. близкие связи в пределах одного села нередко означали кровные связи, узы, много детей = много браков = многие приходились друг другу и родственниками. инцест -- сильный грех, как мы подумаем сейчас, но древние совсем не поняли генетику, и что родиться кривой-косой ребенок мог, они смотрели глубже.
идти куда-то и найти кого-то -- это своеобразный обряд инициации. "царевна-лягушка", "морозко", многие другие труды. это ведь обряд инициации своеобразный, тем более для первобытного человека, у которого идеалы совсем отличались: отказ от нажитого, отказ от пищи, крова, поиск себя через препятствия, отказ от самосохранения даже. можно сказать, через тернии к звездам, но на славянский манер.
потому-то выходить замуж надо было только за пришлого. жениться надо только на чужих. никогда! не! на! соседке!