Beonmind
в дневнике neon blueberry 12 августа 2020 в 19:06:48

hellraiser 1987

Довольна, что посмотрела этот фильм вместе с другими фильмами восьмидесятых. Привыкла к техническим возможностям того времени, поэтому фильм оказал на меня сильное впечатление. Я совершенно не ожидала такого сплаттерпанка. Предыдущие убийства, смерти, пытки и насилие в целом пугали все же идейно, чем визуально, так как графика слишком устарела. Тут же, несмотря на очевидную кровь-гуашь и нереалистичную плоть, кадры заставляли меня вполне искренне жмуриться, зажимать рот рукой и вскрикивать от ужаса и отвращения. Я ощутила себя так, словно сижу в кинотеатре восемьдесят седьмого года в окружении таких же впечатлительных, еще неизбалованных современной графикой зрителей. И мы все дружно закрываем глаза, хватаем соседей за локти, кричим и умоляем Джулию не дотрагиваться до оголенных мышц и нервов Фрэнка, потому что это мерзко, господибоже.
Сцена, где обратно срастается человеческая плоть вызвала сильнейшее омерзение и страх. Разумеется, в хорошем смысле. Похожие эмоции я испытывала при просмотре event horizon. И это было так давно, что я наверное смотрела его еще на русском. Тому фильму удалось меня травмировать своими жуткими сценами. Опять же, в хорошем смысле. Вот только event horizon сняли спустя десять лет. Увидеть подобное в восьмидесятых было неожиданностью.
Поразительно, как важен при рождении хорошего фильма элемент случайности. Сенобиты изначально были простыми монстрами, уровня огромного таракана, преследующего главную героиню. Просто кусок мяса, который пытается тебя убить. Актер, сыгравший Пинхеда, всерьез выбирал между ним и грузчиком, помогающим поднять героям кровать на второй этаж! Уверена, все вы помните этого персонажа (сарказм). Существ, сделавших фильм культовым, должна была играть массовка. Я рада, что это не произошло. О сенобитах можно говорить часами. Их концепция восхищает своей непостижимостью. Для них нет разницы между болью и удовольствием. Они не считают себя плохими. Как и не считают себя хорошими. Они существуют за пределами человеческого двоичного восприятия. Их одновременно хочется встретить и никогда с ними не столкнуться. Амбивалентность сенобитов восхищает меня и ужасает. Меня сильно впечатлило их отношение к Кёрсти. От них исходило в равной степени сильное желание забрать ее с собой и абсолютная незаинтересованность в ней. Понять их логику с человеческой точки зрения невозможно. Увы, это впечатление испортили в конце фильма, но к этому я еще вернусь.
Другая случайность, без которой фильм не стал бы таким поразительным, это последняя фраза Фрэнка. "Jesus wept". От одной мысли, что вместо нее хотели сделать нелепое "Fuck you", я злюсь. Эндрю Робинсон сумел подобрать идеальные слова для своего персонажа. Я не могу придумать чего-то, что было бы лучше. Эффект от нее удивительный. Похожим является самый последний кадр фильма pieces (mil gritos tiene la noche), который заставляет переосмыслить все, что ты только что увидел. Эти слова Фрэнка словно неожиданная пощечина. Первые несколько секунд ты хлопаешь глазами, не понимая, что только что произошло. Потом возникают вопросы: зачем, почему, но как же так... Глупый, гадкий, плохой Фрэнк обретает неожиданную глубину. Так он хочет сбежать или остаться? Он страдает или получает удовольствие? Вспоминаешь его поведение и вдруг обращаешь внимание, что он ведь только на словах все порывался сбежать от сенобитов. А увидев их, словно вообще ничего не почувствовал. И понимаешь, что, как и сенобиты, он стал амбивалентным. Он хочет сбежать. И хочет остаться. Ему хорошо. И ему плохо.
На этой идеальной фразе фильм кончается. Все, что было после, вам показалось. А если серьезно, хуже концовки снять для такого прекрасного фильма просто невозможно. Жуткий и мерзкий хоррор превращается в типичный боевик. Сенобиты теряют всю свою глубину и трясутся перед храброй героиней, которая обязана победить. Больше угрозы для Кёрсти предоставил монстр-таракан, который тоже заявился на вечеринку. И кто позвал этого, как его зовут... любовный интерес, которого надо было убить сразу же, как только он вошел в дом? Желательно руками самой же Кёрсти, которая сошла с ума после произошедшего. Ужасно, просто ужасно. Лучше представьте такой конец. Фрэнка забрали. На очереди Кёрсти. Сенобиты пожимают плечами и уходят. Она уже сломана, с ней уже не поиграешь. Прибежавший на помощь парень получает нож в свой мягкий живот. И Кёрсти просто бредет по улице, отдает шкатулку и идет дальше, уже ничего не испытывая и не чувствуя. Концовка тоже сумела вызвать ужас и отвращение. Но в этот раз в плохом смысле.


  • А еще хочу отметить удачность фразы It's never enough, которая полностью раскрывает личность Фрэнка и его мотивацию.

    Scriptwriting goals.